Новости
15 июля 2025

Лес – фронту. Республика Карелия.

159

В год 80-летия Победы продолжаем публиковать материалы о героях и событиях Великой Отечественной войны.

С конца 1941 по 1944 год большая часть Карело-Финской ССР была оккупирована. Две трети территории Карелии попали под контроль финских войск. Вынужденное отступление частей Красной Армии потребовало эвакуации населения и перебазирования на восток промышленных предприятий, ценного имущества из районов, находившихся под угрозой захвата противником. Благодаря чёткой организации эвакуация прошла успешно и в сжатые сроки. Из республики в Вологодскую, Архангельскую и Челябинскую области, Башкирскую, Чувашскую, Удмуртскую, Татарскую и Коми автономные республики эвакуировалось свыше 300 тыс. человек. Удалось своевременно вывезти оборудование и имущество 291 промышленного предприятия, в том числе Онежского завода, Петрозаводской лыжной, Петрозаводской слюдяной фабрик, Кондопожского и Сегежского целлюлозно-бумажных комбинатов, большинства предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности. Эвакуированные на восток страны промышленные предприятия и оборудование в короткий срок устанавливались на новых местах, и начинали выпуск продукции для нужд фронта.

На не подвергшейся оккупации территории из 46 довоенных лесозаготовительных и лесосплавных предприятий продолжали свою деятельность только 6. Основные средства производства лесной промышленности уменьшились на 80 процентов. Резко сократилась и численность рабочих, составлявшая к концу 1941г. немногим более 3000 человек, причём 70 процентов из них впервые пришли на лесные делянки. Если до войны на лесозаготовительных предприятиях женщины составляли 25% от общего числа рабочих, то в 1942г. — уже 50—60% [1]. Почти вся работа выполнялась вручную, техники в лесу почти не осталось, она была изъята для нужд фронта. В тяжёлых прифронтовых условиях лесорубы обеспечивали топливом местное население, а также Кировскую железную дорогу, паровозы которой были переведены на дровяное отопление.

Кировская железная дорога имела важное военно-стратегическое значение, пролегая с севера на юг вдоль линии Карельского фронта, магистраль связывала Красную Армию с тылом страны. За годы войны по железнодорожным путям были переброшены сотни тысяч солдат и офицеров, осуществлены поставки продовольствия, медикаментов и вооружения. Грузы (танки, станки, автомашины, военно-стратегическое сырье, продовольствие), которые поступали в Мурманск от союзников по Кировской магистрали перебрасывали в центральные регионы страны.
Предприятия деревообрабатывающей промышленности к началу 1942г. освоили производство свыше 40 видов военной продукции: винтовочных и автоматных лож, стандартных домиков (теплушек), санитарных лодочек (волокуш), лыж, деревянных корпусов для мин и т.д.

Карелия — это край лесов, болот, озер и рек. В том числе благодаря лесу на карельской земле успешно действовали партизанские отряды. За три года войны партизаны Карелии уничтожили и ранили несколько тысяч вражеских солдат и офицеров, разгромили 53 гарнизона противника, организовали 31 крушение воинских эшелонов, взорвали 314 автомашин, 78 складов, уничтожили много другого имущества врага. Это был вклад в общее дело разгрома немецких и финских захватчиков на Советском Севере. [1]



Использованная литература:

1. В.Г.Макуров, Карелия в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., Исторический очерк